Как решить вопрос с просрочкой по кредитам
С 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый для банков и МФО досудебный порядок урегулирования просроченной задолженности. С января 2024 года установлены новые требования к банкам и МФО, сообщает Jambylinfo.kz со ссылкой на fingramota.kz.
Так, с января этого года заёмщик может обратиться с заявлением на изменение условий договора займа по истечении 30 календарных дней с даты возникновения просрочки, а том числе через мобильное приложение банка. Таким образом, он строго не привязан к дате просрочки и может обратиться к кредитору за урегулированием долга.
Кроме того, теперь банки и МФО не могут требовать с заемщика единовременного погашения просроченной задолженности либо ее части для рассмотрения вопроса реструктуризации кредита.
Ранее для предоставления нового графика платежей по кредиту, большинство банков и МФО требовали от заемщика внести взнос в размере 20-30% от суммы задолженности и только после этого приступали к решению вопроса о реструктуризации. Теперь эта практика отменена.
Вместе с тем, утверждена форма уведомления банка при наступлении просрочки исполнения обязательств по договору банковского займа и порядок взаимодействия с заемщиком, имеющим просрочку, и третьими лицами.
Также, согласно поправкам в Закон, банки должны уведомлять заемщика о его правах и обязанностях по просрочке по месту его жительства (нахождения), указанному в договоре банковского займа, SMS-сообщения, push-уведомления или мобильного приложения.
В сообщении должна быть указана полная сумма просроченной задолженности, а также сумма, начисленная по основному долгу, вознаграждению, сумма неустойки (пени), начисленной за нарушение обязательств по возврату основного долга и (или) уплате вознаграждения.
В новые НПА включены и нормы по взаимодействию работников банков с клиентами, у которых возникла просрочка по кредиту, отмечают в Fingramota.kz.