На 1,36 млрд тенге восстановлены права потребителей в Казахстане с начала года
Это почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. Всего более 42 тысяч обращений от казахстанцев поступило в Комитет по защите прав потребителей за 9 месяцев 2024 года. Что на 130,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Jambylinfo.kz со ссылкой на пресс-службу Комитета.
Больше всего жалоб поступило в сектор розничной торговли – 17 837 обращений, или 43,7% от общего числа. Чаще всего покупатели сталкивались с отказом в возврате или обмене товаров, как качественных, так и с дефектами.
Электронная торговля заняла второе место по числу жалоб – 9 473 обращений (23,2%). Основные проблемы — несоответствие описания товара реальности, отсутствие информации о продавце и сложности с возвратом средств.
Бытовые услуги, в том числе ремонты и сборка мебели, также часто становились причиной обращений — 3 384 жалобы. Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), с 2 376 обращениями, остается одной из самых проблемных для казахстанцев: рост тарифов, отключение электроэнергии и недобросовестная работа домофонных и газораспределительных компаний являются основными причинами недовольства граждан.
Также увеличилось количество жалоб и по вопросам общественного питания, в туристической сфере, на образовательные и медицинские услуги и тд.
За 9 месяцев 2024 года территориальными департаментами Комитета было проведено 876 проверок, что на 150,5% больше, чем за 9 месяцев прошлого года. По итогам проверок были наложены штрафы на 63 субъекта бизнеса на общую сумму 4,5 млн тенге (в 2023 году сумма штрафов за 9 месяцев составила 4,2 млн тенге). Предупреждения получили 813 предпринимателя (в 2023 году – 182 предупреждений). Рост числа предупреждений — почти в 5 раз — свидетельствует об усилении профилактической работы с бизнесом, отметили в Комитете.
Также Комитет с начала 2024 года инициировал более 30 исков.
В настоящее время Комитетом разработан проект Закона «О защите прав потребителей» в новой редакции. Он прошел первое чтение в Мажилисе Парламента РК. В рамках подготовки ко второму чтению, продолжаются обсуждения и внесение правок в документ. Ожидается, что Закон в новой редакции позволит усовершенствовать механизм защиты прав граждан, обеспечив более эффективную работу с жалобами и претензиями, а также усилит ответственность продавцов и поставщиков услуг за нарушение прав потребителей, сообщили в ведомстве.