Как собираются стимулировать инвесторов в Казахстане
Об этом на заседании правительства под председательством Олжаса Бектенова доложил заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров, сообщает Jambylinfo.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
В начале выступления он привел статистику. Рост экономики Казахстана с начала года составил 4,2%
В реальном секторе экономики рост за два месяца 2024 года составил 5,1%, в сфере услуг – 3,5%. Среди отраслей наибольшая положительная динамика отмечена в строительстве, информации и связи, транспорте и складировании, а также обрабатывающей промышленности. В разрезе отраслей «обработки» рост производства обеспечен в машиностроении на 23%, в том числе в автомобилестроении – на 21% и производстве электрооборудования на 45%.
«Темп роста инвестиций в основной капитал составил 7,9%. Объем инвестиций вырос в строительстве в 2,7 раза, образовании – на 56%, транспорте и складировании – на 47%. В региональном разрезе наилучшие показатели по инвестициям отмечены в Кызылординской, Туркестанской областях, области Жетісу, а также в Астане», — отметил Н. Байбазаров.
Вице-премьер указал и ряд мер, на которых необходимо сконцентрироваться для обеспечения дальнейшего роста экономики. Среди них привлечение частных инвестиций, расширение действующих и запуск новых производств и др.
По его словам, в 2024 году в основной капитал будет инвестировано 22,1 трлн тенге, что на 22% больше итогов прошлого года. В рамках Единого пула инвестпроектов в текущем году ожидается реализация 234 проектов на сумму 2,3 трлн тенге.
«За каждым акимом региона и министром отраслевого госоргана закреплены KPI. Принимаются меры по оперативному урегулированию вопросов инвесторов в рамках Инвестиционного штаба. По поручению Главы государства прокуроры во всех регионах сопровождают проекты из пула. Продолжается работа по релокации 37 компаний», — сказал Н. Байбазаров.
По его словам, при выдаче инвестиционных преференций будет применяться селективный подход в зависимости от сложности проекта и его экспортоориентированности. Предусматриваются и подходы по постмониторингу инвестпроектов и оценке эффективности предоставленных преференций.
На заседании было отмечено, что при предоставлении налоговых преференций (освобождение от КПН) с момента подписания документа значительная часть льготного периода приходится на этапы проектирования и строительно-монтажных работ.
«Из 10 лет освобождения от КПН фактически инвестор получает льготы в течение 7-8 лет, то есть после ввода объекта в эксплуатацию. В этой связи предлагается в рамках заключения соглашения об инвестициях применять освобождение от КПН в соответствии с фактическим началом реализации проекта. Это обеспечит более справедливое и сбалансированное распределение налоговых выгод для инвестора», — отметил вице-премьер.
В правительстве собираются внедрить систему поддержки инвестпроектов Fast Track, или «зеленый коридор». Это ускоренное и упрощенное прохождение инвестором всех необходимых процедур: от регистрации предприятия до ввода производства в промышленную эксплуатацию.
«Необходимо полноценно запустить Национальную инвестиционную платформу, которая позволит отслеживать практическую реализацию сформированного пула инвестпроектов в разрезе регионов и отраслей экономики. Кроме того, будет выстроена системная работа по формированию «заказов» от госорганов на привлечение инвестиций с учетом отраслевой и региональной специфик», — подчеркнул Байбазаров.
Он отметил, что сейчас на стадии разработки находится Национальный инфраструктурный план до 2029 года. Для ускорения процесса подведения инфраструктуры прорабатывается вопрос по предоставлению возможности инвесторам делать это самостоятельно. А для снижения издержек инвесторов при строительстве производственных объектов рассматривается возможность применения международных стандартов по строительству.
«Отсутствие необходимости адаптации под национальные стандарты позволит сократить время реализации проектов в 1,5-2 раза и снизить расходы на стадии проектирования и строительства на 20-30%», — отметил вице-премьер.
Также, по его словам, в рамках нового Налогового кодекса в Казахстане будет внедрена сервисная модель администрирования, ориентированная на налогоплательщика, которому будет оказана фискальная помощь – начиная от регистрации до снятия с учета. Также в ведомстве намерены пересмотреть механизм ареста счетов при взимании задолженности.
Налоговую отчетность в Казахстане намерены сократить на 30%, платежи по налогам – на 20%. При этом сохранятся стимулирующие и эффективные льготы: к примеру, порядок уплаты НДС на импорт методом зачета с оптимизацией перечня товаров.
Кроме того, для новых проектов в обрабатывающей промышленности будут предоставлены льготы на 3 года.
В рамках нового Налогового кодекса рассматривается унификация предоставляемых преференций путем предоставления «одного пакета» льгот с учетом дифференцированного подхода в зависимости от объема инвестиций, сложности производственных процессов и иных факторов, имеющих значение для развития собственного производства конечных продуктов. Это позволит оптимизировать процедуры предоставления налоговых льгот. Таким образом, сохраняя действующие стимулы, будут приняты и новые меры поддержки бизнеса.
По поручению Главы государства Министерством разработан проект Программы по предоставлению мер господдержки, который предусматривает объединение программ «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей». Распределение бюджета для субсидирования новых проектов будет осуществляться преимущественно для предприятий в сфере обрабатывающей промышленности.
Для повышения эффективности мер господдержки усилены и встречные обязательства. Установлены входные базовые критерии отбора конкурентоспособных малых и средних предприятий.
На сегодня инструмент гарантирования является наиболее эффективной мерой и решает главную проблему бизнеса – нехватку залога перед БВУ. Предусматривается и постепенный переход от инструмента субсидирования к расширению гарантий Фонда «Даму» по кредитам.