Новости Жамбылской области

Серьезные нарушения выявлены в зарубежной продукции в Жамбылской области, а также в соблюдении прав потребителей

В регионе проведены исследования по 28-ми образцам продукции казахстанского, российского, китайского, корейского, арабского происхождения, сообщает Jambylinfo.kz со ссылкой на брифинг в РСК области Байкадама Дуйсенбаева, заместителя руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по Жамбылской области, а также Жанны Биятан, представителя общественного объединения «Мангистауское областное общество защиты прав потребителей».

Данное Общество с 26 марта 2024 года при поддержке Министерства торговли и интеграции РК реализовало в Жамбылской области социальный проект по информационно-просветительской работе с населением по вопросам защиты прав потребителей. 

Задача проекта – обеспечение безопасности и качества продукции, распространение через СМИ  объективных и достоверных сведений о результатах исследований продукции аккредитованными организациями.

По результатам исследований, в казахстанском колбасном изделии обнаружена просрочка, российская мука и кондитерское изделие не соответствовали требованиям технических регламентов, китайские игрушки, техника и косметика имели признаки фальсификата, корейские и арабские продукты были реализованы без казахского и русского языков, соответственно без декларации о соответствии, сообщили на брифинге. 

Также были нарушены права  потребителей, согласно соответствующему Закону. 

Предприниматели зачастую не соблюдали температурный режим при реализации товаров. На рынках в жаркую погоду на уличных прилавках реализовывались колбасные изделия.

При покупке продукции многие продавцы не выдавали фискальные и товарные чеки, что является нарушением статьи 284 Кодекса об административных правонарушениях.

По данному факту были направлены заявления в соответствующий орган государственных доходов.

Вместе с тем, в ходе реализации проекта выяснилось, что доказать факт покупки небезопасного товара простому потребителю сложно. Для этого потребитель должен знать четкий алгоритм, а фото магазинов и переводы на Каспи не являются достаточными доказательствами, если даже был указан адрес продажи.

"Другая проблема, если вам не выдан фискальный чек, то свои права невозможно защитить путем подачи жалобы в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля. В Предпринимательском Кодексе указано, что основанием для жалобы является обращение физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства РК при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств", - говорится в сообщении. 

Исследования проводились совместно с РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы» Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения РК, а также с АО «Национальный центр экспертизы и сертификации».

По данным Байкадама Дуйсенбаева, за 9 месяцев 2024 года в Департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области поступило 794 обращения. Из них в сфере защиты прав потребителей 668 обращений, что на 184 обращения больше, чем за аналогичный период прошлого года (484 обращения за 9 месяцев 2023года). Рост обращений в сфере защиты прав потребителей составляет 38%. По сфере торговой деятельности за отчетный период поступило 126 письменных заявлений.

Из общего количества поступивших в Департамент обращений письменных 462 обращения, прием граждан специалистами – 91 человек, прием граждан руководителем – 2 потребителя, на телефон горячей линии поступило 230 обращений, на телеграммбот - 11 обращений.

Основная сфера жалоб потребителей в сфере защиты прав потребителей - это розничная торговля - 313 обращений, или 45,4% от их общего числа. В заявлениях по розничной торговле преобладает отказ от обмена или возврата товара ненадлежащего качества, следом идет отказ от обмена возврата товара в течение 14 календарных дней.

На 37% возросло количество жалоб в сфере электронной торговли - рост с 76 обращений за 9 месяцев 2023 года до 104 обращений за отчетный период 2024 года. Данный вид заявлений вышел на второе место, опередив количество заявлений по бытовому обслуживанию и ЖКХ.

Из 711 рассмотренных Департаментом обращений удовлетворено 448 заявлений, или 63%, потребителям возвращено 21,3 миллиона тенге, 263 потребителя получили разъяснения по интересующим их вопросам. 

Кроме того 66 обращений перенаправлены в другие государственные органы по компетенции, 17 обращений находятся в работе.

Вместе с тем, за 9 месяцев 2024 года территориальным Департаментом торговли и защиты прав потребителей по Жамбылской области проведено 106 внеплановых проверок субъектов бизнеса по заявлениям потребителей. В том числе в сфере торговли - 82 проверки (превышение субъектом внутренней торговли размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары), в сфере защиты прав потребителей - 24 проверки (не предоставление ответа на претензию потребителя).

В результате проверок выявлено 83 нарушения. Внесено 65 предписаний, на нарушителей наложено 67 административных взысканий в виде предупреждения, и 16 взысканий в виде штрафа на общую сумму 2 млн 362 тыс 880 тенге. 6 проверок в сфере защиты прав потребителей были завершены примирением сторон.

Как защитить свои права 

Как сообщили на брифинге, по иерархии нормативно-правовых актов Предпринимательский Кодекс РК стоит выше, чем Закон «О защите прав потребителей», поэтому если права потребителей нарушены, то меры должны приниматься с учетом Предпринимательского Кодекса.

Поэтому, отметили на брифинге, если ваши права как потребителей нарушены, необходимо сделать следующее:

1) Не покупать продукт, если не выдают фискальный или товарный чек, с наименованием продавца, ИИН/БИН и адресом;

2) С момента покупки некачественного и небезопасного продукта потребитель должен успеть обратиться в соответствующие органы в течение 2-х месяцев. Но при этом нужно знать, какой орган, какие жалобы рассматривает, иначе есть риск пропустить срок обращения.

3) Также можно обратиться в суд, с гражданским иском и возместить причиненный вред.