Проект «Комфортная школа»: когда исчезнут трехсменки и аварийные школы
Растущий дефицит ученических мест в школах Казахстана стал одной из главных причин принятия в стране национального проекта «Комфортная школа». Журналисты портала Jambylinfo.kz разбирались в том, как разработанная по заданию Главы государства инициатива поможет решить проблему доступности школьного образования в целом по стране и в Жамбылской области в частности.
История вопроса
По информации пресс-службы Министерства просвещения РК, предоставленной Jambylinfo.kz в ответ на официальный запрос, сегодня в стране функционирует 7842 школы с контингентом более 3,8 млн школьников. Из общего количества школ 2906 — односменные, 4 823 — двухсменные, 107 – трехсменные. По имеющимся прогнозам, уже через два года число школяров в нашей стране достигнет 4,3 млн человек.
Традиционно наибольший дефицит ученических мест ощущается в крупных городах. На конец 2022 года, их нехватка в целом по стране сотавляла 270 тысяч мест, в том числе 17 312 – в Жамбылской области. В соответствии с существующими тенденциями, можно ожидать, что за год с лишним этот показатель вырос, как в целом по Казахстане, так и в регионе в частности. Насколько точно – выяснить не удалось. В Минпросвещения этот вопрос, по непонятной причине, оставили без овета.
Согласно анализу текущей ситуации, причиной хронической нехватки ученических мест в школах страны названы рождаемость, миграция населения и износ школьных зданий, большая часть из которых давно отметили полувековой юбилей. Как выясняется, существовующие в стране темпы строительства учреждений среднего образования попросту не успевают за всеми выше названными процессами.
Также не улучшают ситуацию длительные сроки проведения конкурсных процедур по госзакупкам на проектирование и строительство школ – в среднем 48 месяцев до ввода школ в эксплуатацию, неизбежно приводят к увеличению строимости объектов и возникновению «долгостроев». Актуальными в целом по стране остаются проблемы использования при строительстве некачественных строительных и отделочных материалов, недостаточное оборудование школ учебным инвентарем, и предметными кабинетами, а также заключение контрактов с недобросовестными застройщиками.
Равный доступ и комфортные условия
Признав растущий из год от года дефицит ученических мест в школах страны значительной проблемой, в Казахстане приступили к реализации масштабного проекта «Комфортная школа» Его главные цели - ликвидация аварийных школ, трехсменного обучения и дефицита ученических мест во всех организациях среднего образования. Ставится также задача сократить имеющийся разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами. Достигаться все эти цели будут за счет строительства во всех регионах республики 369 школ нового образца на 740 тысяч ученических мест, названных «комфортными».
- Реализация национального проекта «Комфортная школа» запланирована во всех регионах страны, особенно в тех, где наблюдается дефицит ученических мест. Стоит отметить, что 44% построенных объектов образования появятся в сельской местности. Школы нового формата предусматривают разделение на отдельные блоки для учащихся старших и начальных классов. При проектировании учебных учреждений учитываются входная группа, спортзалы, учебный класс, санитарные узлы и др. Для удобства учеников предусмотрены дополнительные гардеробные и индивидуальные шкафы для хранения учебных пособий и одежды, - сообщила пресс-секретарь Минпросвещения РК Нургуль Калиева.
По информации ведомства, на реализацию проекта «Комфортная школа», единым оператором которого выступает Samruk-Kazyna Construction, из республиканского бюджета предусмотрено 2,3 трлн тенге. Все 369 школ должны быть введены в эксплуатацию до конца 2025 года. Здесь отмчают, что механизм строительства комфортных школ кардинально отличается от строительства школ за счет местных бюджетов.
-В первую очередь, комфортные школы предусматривают полное оснащение предметными кабинетами, средствами безопасности, учебным оборудованием, мебелью и др. Кроме того, во всех школах будут созданы необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Это кабинеты логопеда, специального педагога, психолога, сенсорная комната, кабинет поддержки инклюзивного образования. Тогда как строительство школ за счет местных бюджетов предполгает только возведение самого учебного здания без его дальнейшего оснащения. Согласно проекту, предусматривается строительство объектов проектной мощностью 300, 600, 900, 1 200, 1 500, 2 000 и 2 500 мест. Проектирование школ производится с учетом климатических особенностей регионов, - добавила представитель Минпросвещения РК.
Привязка к местности
По информации управления образования Жамбылской области, в рамках проекта «Комфортная школа» в регионе запланировано строительство 12 школ на 9500 мест. Четыре учебных заведения появятся в Таразе, три школы построят в Кордайском районе, две - в городе Шу и по одной школе в Байзакском, Жамбылском и Меркенском районах.
По информации ведомства, проблема «трехсменок» и аварийных школ актуальна и для Жамбылской области. На сегодняшний день в регионе четыре трехсменнные школы: две в Кордайском и одна в Меркенском районах, а также в Таразе. Есть и аварийные школы. Все они находятся в Мойынкумском районе. Аварийными также признаны столовая, актовый и спортивный залы школы им. Г. Муратбаева Шуского района.
-В 2024 году за счет строительства двух пристроек к школам №21, №48 Меркенского района и ввода в эксплуатацию двух новых школ в рамках проекта «Комфортная школа» - на 300 мест в селе Карасу Кордайского района и на 1200 мест в 13 микрорайоне Тараза, будет решена проблема школ с трехсменным обучением. В настоящее время ведется строительство, ввод в эксплуатацию планируется до конца текущего года, - проинформировал руководитель управления образования Жамбылской области Мухит Нысанбаев.
В текущем же году в ведомстве обещают решить и вопрос аварийных школ. Эта проблема будет решена за счет строительства двух новых школ в селах Мынарал (на 120 мест) и Карабогет (на 80 мест) и пристройке к школе им. Г. Муратбаева.
По информации управления образования, в Жамбылской области только две школы с дефицитом ученических мест. Это таразские школы №53 и №55.
-Дефицит ученических мест в СШ №53 решается за счет строительства школы на 600 мест в массиве Арай города Тараз. В настоящее время завершены строительные работы и ведутся работы по приемке. Также планируется решить дефицит ученических мест СШ № 55 за счет строительства школы на 600 мест в массиве Шолдала города Тараз, которая будет построена в рамках проекта «Комфортная школа». В настоящее время ведется строительство, ввод в эксплуатацию планируется в текущем году, - сообщил Мухит Нысанбаев.
По информации ведомства, в 2023 году в Жамбылской области было введено в эксплуатацию 5 школ на 2030 мест и 2 пристройки к школам. В 2024 году ожидается ввод в эксплуатацию 19-ти объектов образования на 9160 мест:
- 2- в Байзакском районе
-3- в Кордайском
-3- в Меркенском
-1- в Жуалынском
-2 - в Мойынкумском
-1 - в Сарысуском
-7 - в Таразе
В рамках проекта «Комфортная школа», в текущем году в регионе планируется ввод в эксплуатацию семи школ – четырех в Таразе, двух в – Кордайском и одной в Байзакском районах.
Критический момент
При всей очевидной необходимости проекта «Комфортная школа», эта масштабная инициатива уже не раз становилась предметом критики на самых разных уровнях.
Одними из первых в феврале минувшего года недовольство высказали отечественные производители, заявившие, что проект направлен лишь на поддержку крупных застройщиков, так как конкурсная документация предусматривает участие заявок только от них.
- При этом в договоре изначально заложены возможности избежать требования закупок у отечественных товаропроизводителей, - заявил на заседании НПП «Атамекен» Президент Ассоциации предприятий мебельной и перерабатывающей промышленности Канат Ибраев.
-Сейчас вся страна шумит и надеется, что будет такая огромная поддержка производителям, и мы получим хороший экономический эффект от этих школ. Но я считаю, что вся эта поддержка идет именно в пользу крупных застройщиков, то есть олигархов, - поделился председатель правления Союза камнеобрабатывающей отрасли Qazaq stone Даурен Агзымов.
Отечественные производители надеялись, что проект даст импульс казахстанской промышленности, однако, оказались разочарованы.
В июне 2023 года глава высшей аудиторской палаты Наталья Годунова также выступила с рядом серьезных замечаний. Раскритиковав процесс закупок по проекту «Комфортная школа», она заявила, что Министерство просвещения отказалось от ответственности за проект.
-Министерство просвещения отказалось от реализации проекта "Комфортные школы" под предлогом, что строительство – не их профиль. В результате проект реализует фонд дирекции строительства Samruk-Kazyna Construction без намёка на соблюдение правил государственных закупок, - заявила Наталья Годунова.
В ответ на критику главы высшей аудиторской палаты в Samruk-Kazyna Construction заявили, что закуп по проекту «Комфортная школа» проводится «особым порядком, согласно правил фонда Национального благосостояния Samruk-Kazyna».
Между тем, казахстанские эксперты в сфере экономики высказывают опасения о том, что солидные масштабы строительства, закладываемые в проекте «Комфортная школа», не могут не отразиться на инфляционных процессах. Кроме того, солидные суммы, выделенные на реализацию проекта, несут немалые коррупционные риски, а сжатые сроки – могут стать причиной низкого качества строительных работ.
Жесткие меры за срыв
Ход реализации проекта «Комфортная школа» раскритиковал и глава правительства Олжас Бектенов. На одном из последних заседаний правительства он пообещал принять жесткие меры за срыв национального проекта.
-Формализм и самоустраненность со стороны акимов регионов от реализации нацпроекта ведут к затягиванию процессов проектирования и строительства школ. Надо обеспечить максимальное вовлечение отечественных производителей в закупки строительных материалов, оборудования и мебели. Обращаю внимание каждого руководителя персонально, что строительство комфортных школ будет на жестком контроле правительства, - заявил Олжас Бектенов.
По словам главы правительства, в случае если ситуация не изменится, «к ответственным будут приняты жесткие меры».
Ирина Галушко