Планы потребления должны базироваться на системном анализе
Вопросы рационального и безопасного водопотребления в Казахстане трудно решить в одночасье. Изменения климата, дефицит поливной и питьевой воды в регионах, сокращение площадей и объемов ледников в горах как источников пополнения трансграничных рек – все это требует от государства быстрого и эффективного реагирования на риски.
Концепция развития системы управления водными ресурсами РК на 2024-2030 годы предусматривает, что в перспективе, с вводом в строй 20 новых водохранилищ на территории девяти областей можно дополнительно получить 2,5 кубокилометра воды. Может быть, это хорошо для аграриев. Но есть и обратная сторона медали.
Чрезмерное регулирование поверхностных вод в условиях водного кризиса приведет опустыниванию в низовьях рек. Нерациональное использование воды для орошения полей в советское время вывело из равновесия гидрологическую систему региона и привело к гибели Аральского моря. В свою очередь, это оказало системный негативный эффект на флору, фауну, ландшафт и климат Приаралья. В радиусе 100 километров лето стало более жарким и засушливым, а зима – более холодной и продолжительной. Количество атмосферных осадков сократилось в несколько раз. Из 173 видов животных сохранилось всего 38, популяции которых крайне уязвимы.
В настоящее время фактор опустынивания имеет место в низовьях рек Талас, Шу, Иле, так как эти реки полностью зарегулированы гидротехническими сооружениями, начиная с истоков в Республике Кыргызстан и КНР.По данным из открытых источников, процессы опустынивания земель во всех регионах страны имеется тенденцию к их ускорению. Из 272,5 миллиона гектаров территории почти 180 миллионов гектаров подвержены опустыниванию.
По официальным данным, 40-50 процентов поливной воды теряется (инфильтрируется) во время транспортировки в ирригационных каналах. Стоит учесть и такие факты, как отсутствие достоверных данных о фактически используемых орошаемых землях, незаконное подключение насосов к каналам и водным объектам, незаконный перевод богарных земель в орошаемые без создания необходимой инфраструктуры. По приблизительным расчетам, на сегодня «черный рынок» воды в южных регионах Казахстана в период вегетации оценивается примерно в пять миллиардов тенге.
Между тем, в некоторых странах из-за климатических изменений, недостатка водных ресурсов, на которых негативно отражается и регулирование, в том числе с помощью гидротехнических сооружений, сейчас появилась тенденция по ликвидации построенных водохранилищ.
Возможно, и в Казахстане вместо строительства новых водохранилищ в РК стоить направить силы и деньги на модернизацию и ремонт существующих сооружений? Нужно также решать вопросы по трансграничным рекам, исключить потери в ирригационных каналах, использовать на орошение дренажные воды, ввести цифровой формат системы учета воды, внедрять передовые опыты современных технологий поливов, применяемые в засушливых странах Африки и Азии.
В Казахстане только на 16 процентах орошаемой пашни используются технологии капельного орошения и дождевальные установки. Иначе говоря, большая часть поливной воды у нас уходит в песок. А, например, в Израиле, где очень засушливый климат, повсюду применяют капельное орошение. Эта страна производит более 450 миллионов кубических метров питьевой воды в день из Средиземного моря. Опресненную воду направляют для орошения пальм и выращиваемых культур. При этом 65 процентов экспорта овощей из Израиля, поступают, в основном, в страны Европы.
О подземных водах стоит сказать отдельно. По данным на 2023 год, на территории страны имеется 4416 месторождений (5384 участка) с утвержденными эксплуатационными запасами подземных вод объемом 43120,56 тысячи кубометров. Наибольшие ресурсы пресных подземных вод (59 процентов) с минерализацией до одного грамма на литр сосредоточены в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях. Наиболее ограничены в них Атырауская, Северо-Казахстанская, Мангыстауская, Костанайская и Акмолинская области.
Министерство водных ресурсов и ирригации РК планирует увеличить долю использования подземных вод для полива посевных площадей. Приводятся такие цифры: в сельском хозяйстве используется более 40 тысяч кубометров воды в сутки, из них подземных — 548 кубометров, или 1,2 процента. Этот объем хотят довести до 10-15 процентов».
До распада СССР площади орошаемых земель в Казахстане составляли 2,5 миллиона гектаров, причем 99,9 процента поливали поверхностными водами. Подземные воды — это ценный природный ресурс. К сожалению, эксплуатационные запасы, тсейчас составляют не более 25 процентов от прогнозных ресурсов. Это говорит о необходимости проведения более детальных гидрогеологических исследований.
Но следует учесть, что чрезмерная добыча подземных вод может привести к истощению запасов подземных, проседания грунта и образованию трещин, как это происходит в США. Геологическая служба этой страны предупреждает, что если не урегулировать вопрос добычи воды, территория Соединенных Штатов продолжит покрываться трещинами, которые разрушают экосистемы и дороги.
Когда холод противопоказан
В советское время полив подземными водами рассчитывали советы в составе ученых, биологов и селекционеров. Дело в том, что температура подземных вод в вегетационный период составляет от +8 до +12 по Цельсию, то есть, поливать ледяной водой некоторые культуры нельзя. По мнению кандидата сельскохозяйственных наук Анастасии Лебедевой, растения испытают температурный шок после полива холодной водой. Вода должна отстояться и прогреться до температуры окружающего воздуха.
Попадающая на растения или в прикорневую зону грунта вода сразу оказывает негативное контрастное воздействие. Когда растение пребывает в температурном стрессе, то оно не способно усваивать поступающую живительную влагу. Растения гибнут от апоплексического удара. Это чревато тем, что листья начнут увядать от недостатка влаги на внутриклеточном уровне; рост и развитие замедляется; на прикорневом участке наблюдаются следы плесени, гнили; есть вероятность развития грибка на стебле, завязи, листьях, периферическая часть корневой системы отмирает; возрастает риск поражением вирусными заболеваниями. Вода попадает на растение и почву, но не впитывается корнями и листьями должным образом. В итоге мы наблюдаем обезвоживание культур и поражение их болезнями.
Между тем, в южных регионах республики уже интенсивно уже началось бурение скважин для аграриев.
Из официальных данных известно, что в рамках Дорожной карты по рациональному использованию подземных вод только в Жамбылской области запланировано пробурить 646 скважин, что даст возможность в течение вегетационного периода (170 дней) подавать на поля 275 миллионов кубометров поливной воды.
Согласно правилам субсидирования теперь будут субсидироваться 80 процентов затрат крестьянских хозяйств по бурению скважин (половина — Минсельхозом, 30 процентов — за счет местного бюджета).
Однако возникает вопрос: учтены ли вышеописанные отрицательные факторы при использовании подземных вод?
Важно учесть, что через 20-30 лет результаты чрезмерного регулирования речных стоков и использование подземных вод крайне негативно отразятся на экологической ситуации региона.
Концепция развития системы управления водными ресурсами РК на 2024-2030 годы предусматривает во втором квартале 2024 года создание национальной гидрогеологической службы при Министерстве водных ресурсов и ирригации РК.
Геология, гидрогеология и инженерная геология — смежные отрасли. Например, при поиске подземных вод учитывается геологическая изученность района или региона. При поиске месторождении полезных ископаемых и при их освоении (разработке) должны быть учтены геолого-гидрогеологические и инженерно-геологические условия. До проектирования строительства новых поселков и городов, да и любого объекта изучаются гидрогеологические и инженерно-геологические и геоморфологические условия.
К слову, если бывшие акимы города Алматы мало-мальски знали бы значимость оценки инженерно-геологических условий оползневых участков в горных районах, то не выдавали бы земельные участки и не разрешили бы строительства дач и жилых зданий на склонах гор, где восьмого февраля 2024 года погибли четыре человека.
Создание национальной гидрогеологической службы важно, но необходимо и возрождение гидрогеологических экспедиций. В прежнее время в Алма-Атинской, Джамбулской, Кзыл-Ординской, Семипалатинской, Восточно-Казахстанской, Талдыкурганской, Чимкентской и других областях действовали гидрогеологические экспедиции, численностью от 250 до 500 человек. В каждой экспедиции имелось от 10 до 15 буровых станков, трудились совместно гидрогеологи, геофизики, буровики и рабочие. Все экспедиционные отряды подчинялись гидрогеологическую управлению при Министерстве геологии Казахской ССР. В составе этого министерства имелось множество геологических управлений и экспедиций.
Однако, Министерство геологии и охраны недр РК было расформировано в 1997 году. Комитет геологии уже три раза сменил прописку в министерствах. Раньше геологией занималось Министерство экологии, потом Мининдустрии, сейчас — Министерство промышленности и строительства. А гидрогеологическую службу создадут в Министерстве водных ресурсов и ирригации РК.
Такое разделение, раздробление смежных отраслей (геология, гидрогеология и инженерная геология) равносильно тому, как если бы разъединили родных братьев и сестер ради чьих-то интересов.
Между тем, в соседнем Узбекистане есть министерства геологии и промышленности. Чем мы хуже? В Казахстане имеется более восьми тысяч месторождений полезных ископаемых, которые обеспечивают нам место в первой мировой десятке по запасам природных ископаемых. В наших недрах имеются почти все элементы таблицы Д. И. Менделеева.
Многие месторождения полезных ископаемых, в том числе подземных вод в республике открыты в советское время. Как большинство специалистов-ветеранов, убежден в том, что пора объединить разобщенные и раздробленные геологические и гидрогеологические отрасли в единый кулак и нужно создать Министерство геологии РК. Надеюсь, мои доводы будут приняты и учтены.