Новости Жамбылской области

В Древнем Таразе процветало гончарное искусство

В Древнем Таразе процветало гончарное искусство

Древний Тараз славился своими купцами и ремесленниками. Как свидетельствуют археологические находки, гончарное ремесло достигло расцвета в здешних краях именно в средние века. Лепные изделия того времени имеют общие черты с предметами иранских, китайских и японских мастеров. В Государственном историко-культурном заповеднике-музее «Памятники Древнего Тараза» хранятся более 4000 артефактов, большая часть из них — из керамики.  Известный историк Таисия Сенигова в своей книге «Средневековый Тараз» писала, что по техническим особенностям керамика Тараза представлена изделиями, вылепленными вручную, и изготовленными на гончарном круге. Вручную изготовлены хумы, тандыры, котлы, столики, некоторые типы кувшинов с цилиндрической горловиной, а также светильники и крышки сосудов, а на круге — водоносные кувшины, миски, кружки. Таразские кувшины отличаются грушевидной формой, обращенной вниз узким концом, изящными пропорциями горловины с чертами птичьей головки. Каждый мастер создавал свой узор, подчеркивая индивидуальность. Благодаря выработанным веками орнаментальным приемам на коже, дереве, войлоке, кости и металле наши предки смогли воспроизводить их на гончарных изделиях В некоторых керамических изделиях, найденных археологами при раскопках, применялся сакский звериный стиль. В X-XII веках, когда ислам стал государственной религией, на керамической посуде стали появляться надписи, которые содержали изречения из Корана. Каноны ислама запрещают изображать людей, поэтому большое место занимали зооморфные и растительные узоры С того времени гончарное искусство в общем-то не претерпело каких-то изменений, разве что усовершенствовалось оборудование. Сейчас вместо механического гончарного круга мастера используют электрический, а изготовление керамических изделий из прибыльного дела превратилось больше в творчество или один из методов арт-терапии.