ДУМК приступило к популяризации учения «Ихсан» и концепции «совершенного человека» Абая
ДУМК приступило к популяризации учения «Ихсан» и концепции «совершенного человека» Абая
Каким образом связаны установления ислама и абаевская идея самосовершенствования личности, рассказал руководитель центра религиоведения при Таразском региональном университете имени М. Х. Дулати Бахтияр Алпысбаев. - Ихсан - в переводе с арабского языка означает доброта, милосердие. Учение «Ихсан» глубокими корнями уходит в суфизм, разъясняет столпы ислама, учит пониманию Корана и жизни. В названной доктрине акцент делается на добрые взаимоотношения с окружающими людьми, стремлению человека совершенствоваться. Эта идея составляет основу творчества Абая, чьи произведения, пронизанные национальным духом, несут посыл для всего человечества, - говорит Бахтияр Алпысбаев. Само понятие «суфизм» появилось на рубеже VIII-IX веков после смерти пророка Мухаммеда. Мусульманское сообщество того времени бросило все силы на экономическое развитие, на то, чтобы обрести политическую и военную мощь. Правителей государств беспокоили, в основном, пути приумножения материального достатка. Восполнить духовный вакуум стремились именно суфии - странствующие мусульмане, толкователи ислама. Они напоминали людям, что вера в Аллаха невозможна без знания ислама и без любви к Всевышнему и надежды на него, без взаимоуважения между людьми и их стремления побороть душевные изъяны. Суть учения «Ихсан» в том, что недостаточно быть только грамотным, важно осознание себя и воспитание чувств. Придерживаясь канонов веры, нужно стремиться к пониманию того, что и зачем ты делаешь. К сожалению, сегодня многие люди связывают суфизм с отшельничеством суфиев, их отчуждением от мирской суеты. - Это глубокое заблуждение. На самом деле суфизм дает нам возможности для реализации себя в моральном и духовном плане. Пророк Мухаммед говорил, что лучшие из мусульман - те, кто сумел найти гармонию между мирской жизнью и духовной. Лишь найдя этот баланс, мы можем причислить себя к верующим, - говорит Бахтияр Алпысбаев. Неспроста казахстанский муфтият первым поднял вопрос о важности учения «Ихсан». Это учение обретает особое значение сейчас, когда деструктивные религиозные течения пытаются влиять на умы сограждан. - Обратимся к истории. Известно, что ваххабиты враждовали с последователями суфизма. Мухаммед ибн Абд аль-Вахаб, которого почитают все радикальные группы, в своих трудах пытался обесценить вклад суфизма в духовное развитие общества. Он был за фанатизм, абсолютизм и не признавал идей о самосознании, воспитании чувств, - говорит Б. Алпысбаев. Такой подход, естественно, ограничивает свободу верующего, ведет к замкнутому образу жизни и враждебности к окружающим. Главное для верующего - не терять голову. Вера призвана, в первую очередь, помочь человеку обрести гармонию и жить счастливо. - Суфийские идеи отражаются и в философии Абая. Он считал, что в вере главное - духовная связь Всевышнего и человека. Без любви к Аллаху и к людям постулаты Корана теряют содержание, не затрагивают ни душу, ни сердце, - остерегает Б. Алпысбаев. Действительно, Абай сам был глубоко верующим человеком и видел проявление веры в образе совершенного человека (Толық адам) или истинно верующего. Великий Абай призывал окружа- ющих к овладению знаниями и борьбе с пороками, учил разли- чать добро и зло, жить по справедливости и проявлять милосер- дие, доброту. Только такой человек, по его мнению, и способен принести пользу человечеству, а значит, не зря прожить жизнь.