Железный кинжал саков обнаружили в Карагандинской области
Раскопки ведутся в Талдинском историко-археологическом парке в Шетском районе области. с начала лета кипит работа. В них участвуют карагандинские учёные и более 120 студентов КарУ им. Е. А. Букетова, сообщает Jambylinfo.kz со ссылкой на пресс-службу акимата Карагандинской области.
Археологи исследовали 3 кургана на могильнике Байкаска. Историки установили, что есть канон, по которому возводились эти насыпи. Именно определённые строительные приёмы позволяют сохранить форму курганов в течение нескольких тысяч лет. В курганах и нашли железный акинак и обрядовый сосуд.
"Это интересно, потому что железо имеет свойство плохо сохраняться, оставаясь в грунте, – объясняет уникальность находки директор ТОО «Археологические исследования» Ерлан Амиров. – Тут, видимо, были какие-то локальные хорошие условия. Это акинак – клинковое оружие, которое входит в скифо-сакскую триаду. Мы датируем кинжал III–II вв. до н. э., временем перехода от сакского к гунно-сарматскому периоду. Акинак имеет удобную рукоять, прямое перекрестие, изогнутое навершие и желобок для стока крови".
Благодаря изучению курганов учёные могут отследить древние погребальные обряды. По словам Ерлана Амирова, находки отражают и социальную стратификацию. Обнаружены маленькие, средние и большие курганы. Предполагается, что их высота означает либо материальный достаток, либо социальный статус умершего.
Также найден керамический сосуд для обрядов. Такой вывод сделан из-за его расположения. Сосуд установлен на поверхности, а уже над ним возведён курган.
Археологи продолжают изучать на могильнике Аккезен курган с усами. Это сооружение состоит из головного кургана и двух курганов-спутников, от которых отходят на восток две дугообразные каменные выкладки. Заканчиваются они небольшими каменными насыпями.
Несколько поколений учёных бьётся над загадкой, кто, зачем и когда возводил эти сооружения. Есть основное мнение, что это некий народ, который проживал на территории Центрального Казахстана. У него была традиция – пристраивать свои погребальные курганы к более древним.
"Считаем, что в Талды памятники гунно-сарматской эпохи (с III в. до н.э. до III века н. э.) привязаны к более древним сакским курганам, – говорит Ерлан Амиров. – И мы эту гипотезу в ходе раскопок планомерно подтверждаем".